Мое первое знакомство с Таиландом состоялось три года назад. Началось все со чтения путеводителей. И со страха перед незнакомой Азией.
Куда ехать, какие делать прививки, и как быть с деньгами — наличка лучше или карточка? Обманут, украдут…
Теперь я знаю, что все страхи были напрасными, а деньги можно везти в любом виде, их не украдут, с ними в гостеприимном Таиланде легко расстаешься сам… Бангкок встретил меня густым воздухом и незнакомыми, не всегда приятными запахами от готовящейся пищи.
Безумное количество людей и машин. Попытка перейти дорогу вызывает животный страх из-за снующих туда-сюда мотоциклов.
Полицейские в масках. С улицы не видно неба из-за строящейся системы общественного транспорта, новой для Бангкока, — «наземки» BTS. Сейчас она уже действует, все знакомо и не так страшно, но в тот момент возникло ощущение, что попал в антиутопию.
Из того, что двигается по улицам, стоит отметить «самло» — трехколесный крытый мопед, наиболее подвижный после мотоцикла вид транспорта на улицах, полных пробок.
Хотя самое верное и приятное — передвигаться в такси с кондиционером. Мотоциклисты же носятся, маневрируя между машинами и людьми (пассажир при этом без шлема)…
Мне несколько раз приходилось, опаздывая, ехать так — признаться, аттракцион не для слабонервных. Первая еда — и даже не очень острая — в забегаловке с морепродуктами, и первые впечатления от встреч с людьми, которых с трудом понимаешь, но которые почему-то заботятся о тебе.
Чуть позже я нахожу «телефон-бар», довольно европейское место, в котором нет назойливых проституток и можно не только выпить, но и пообщаться по телефону с посетителями, сидящими за соседним столиком.
Все, чувствую, что пора обратно, в гостиницу, к европейскому комфорту и кондиционеру. Следующий день посвящен осмотру буддийского храмового комплекса Ват-По. Он построен относительно недавно, как и все в Бангкоке, но от этого не кажется менее волнующим.
Вообще здешние храмы производят более светлое впечатление, чем буддийский храм в Питере. Внутри — огромная золотая статуя лежащего Будды.
Однако тайцы суеверны и не любят туда заходить: это напоминает им о смерти, ибо лежащий Будда — это почивший Будда.
На территории же храма — прекрасные сады, бонсай и институт традиционного тайского массажа (не путать с эротическим), который изначально должны были делать слепые люди. Ворота охраняют статуи грозных духов, среди них — уродливые статуи «фарангов» — европейцев, какими мы представлялись когда-то азиатам.
В общем, мы для них до сих пор не то монстры, не то духи-хранители…
Королевский дворец и комплекс Ват Фра Кео — святыня многих тайских народов, населяющих Таиланд, Лаос и другие государства Юго-Восточной Азии.
Чувств особых не вызывает, хотя золота внутри очень много. Проехал кортеж машин с членами королевской фамилии.
Посетителей заставили встать, некоторых в общем-то не слишком вежливо попросили снять головные уборы… Конечно, если вспомнить, что когда-то при встрече с китайским императором можно было лишиться головы…
Но может быть, это всего лишь заслуженная дань уважения человеку, уже более полувека ведущему свою страну по пути просвещения — королю Раме IX. Зато становится очевидно — это Азия.
Человек здесь существует в строгой иерархической системе, почитается любой вышестоящий. В то же время тайцы — люди большого самоуважения.
В их жизни культивируется принцип «май пен рай» (буквально «не имеет значения») — никогда не терять лица , т. е. не гневаться, не раздражаться, не повышать голос, стараться избегать любого конфликта.
Едем в Паттайю — своеобразное гетто для европейцев, специально отстроенное и культивируемое для вас. Здесь вам вкусно, хорошо, иногда даже очень хорошо.
Go-go-бары, мальчики и девочки на любой вкус, тайский бокс, все на продажу, местами русские вывески и неизбежная русская мафия.
Делаем как все и едем на крокодиловую ферму, крупнейшую в мире. Неподвижные крокодилы в огромном количестве, стоит жутко неприятный запах, и появляется мысль, а живые ли они еще вообще-то? Наконец один из них лениво двигается, пару раз открывает и закрывает пасть и снова застывает как статуя…
Все в порядке, живые, можно отправляться дальше. Если вы ищете любовь и дружбу, то получить имитацию, которая зачастую превзойдет по эмоциональности подлинные отношения, вы можете и в Паттайе.
Но лучше выбраться из туристического гетто и попытать счастья где-нибудь в провинции. Правда, если в Бангкоке, Паттайе и других центрах, в гостиницах, магазинах и ресторанах достаточно английского языка, то в провинции с трудом понимают по-английски.
Поэтому для общения стоит поучиться основам тайского, что будет оценено тайцами. Тайцы — открытые и искренние люди, правда, иногда кажутся непостоянными.
У них другая система ценностей, будущая жизнь волнует их гораздо больше, чем прошлая и настоящая. Вера в будущую жизнь приводит к некоторой безалаберности и иногда к плачевным последствиям.
Нередко, например, могут сесть за руль в пьяном состоянии — «чему быть, того не миновать». Кстати, дорожная полиция напоминает наше ДАИ, штрафы за непристегнутый ремень или превышение скорости — 500 батов — сопоставимы с нашими, и откупиться тоже не составляет большого труда.
Аюттхая — одна из древних столиц Таиланда (бывшего Сиама), расположенная в нескольких десятках километров от Бангкока вверх по течению реки Чао-Прая.
Здесь — старый городской комплекс, разрушенный бирманцами, развалины храмов дворцов и статуй.
Даже полуразрушенные статуи Будды, как и места, где они стояли, — объекты поклонения.
К ним несут подношения — цветы, свечи, ленточки и листочки сусального золота, которые приклеивают к статуям, поэтому позолота на них не гладкая, а чешуйками (и замечу, что никто ее не скребет).
Отсюда можно совершить круиз в Бангкок по величественной реке — кормилице тайцев.
Тех, кто стремится к морю, ждут коралловые рифы островов Пхукет и Самуи. Комфортная курортная жизнь, пляжи, пальмы, дайвинг и серфинг.
Но если хочется чего-то другого, стоит поискать места, где не так много туристов, хотя их становится все меньше и меньше. Мы решили познакомиться с южными провинциями Краби и Транг, заповедником Ко Ланта, где пожили в свое удовольствие на небольшом острове в бунгало, совершая круизы к соседним островам.
В здешних рифах встречаются самые разнообразные формы подводной жизни, вода чище, но приходится жертвовать комфортом.
Побыть одному не удастся даже в Золотом треугольнике на севере Таиланда, где река Меконг и ее приток разделяют и соединяют три страны — Таиланд, Лаос и Мьянму (бывшую Бирму). Кругом первозданная природа, но и здесь работает GSM, и можно встретить русскоговорящих туристов, хотя и не часто.
К слову, это один из центров мирового производства опиума. Здесь проходят пути наркодилеров.
Нередки проверки на дорогах. За час нас останавливали три раза.
Обыскивают машины и местных жителей.
На европейцев не обращают особого внимания. Не труп, ну и ладно.
За 20 батов и плату за перевоз через Меконг можно очутиться на несколько минут в Лаосе.
Мьянма сейчас закрыта из-за того, что война между вооруженными формированиями шанов (народом, родственным тайцам) и правительственными войсками переходит подчас на тайскую территорию по всей северной границе.
Чиангмай — северная столица Таиланда. Народ здесь принадлежит к разным языковым группам, и даже те, кто называют себя тайцами, говорят на наречии, которое жители центрального Таиланда не понимают.
Здесь сотни храмов в черте города, а люди более открыты и менее меркантильны.
В окрестностях Чиангмая — чистый горный воздух и можно встретить домики такие же, как в Швейцарских Альпах. Традиционное же жилище северных тайцев — это деревянный дом на сваях, благодаря которым в дом труднее проникнуть москитам, не поднимающимся высоко над землей.
Наводнения здесь не так часты, как в равнинной части Таиланда. Таиланд — буддийская страна, более 90 % населения — буддисты.
Буквально везде встречаешь монахов в оранжевых и желтых робах, их почитают, приходят к ним за советом в любых житейских делах.
Интересно, что в общественном транспорте им всегда выделены особые места, обозначенные надписью вроде наших «места для инвалидов, детей и лиц пожилого возраста». Хотя многие послушники — это молодые люди.
Ведь в Таиланде считается, что каждый мужчина должен хотя бы раз в жизни принять монашеский обет, чаще всего — в юношеском возрасте. Для европейцев — искателей духовных истин, не говорящих по-тайски, — открыты буддийские монастыри традиции тхеравада, где монахи посвятят вас в основы буддизма на английском языке.
Если вам повезет, вы найдете здесь для себя учителя, который укажет вам путь, но идти по нему вы должны сами.
Полноту духовной жизни в тхераваде вы можете обрести, только приняв монашеский обет.
Так что дерзайте.
Кто ищет «места силы» на нашей Земле, может найти их и в Таиланде.
Одно из таких мест — пещерный комплекс в Чианг-Дао, бирманское святилище.
Не без чудес, как вы понимаете. Бездетные пары приходят к скульптурам священных животных в глубине пещеры.
Местное поверье гласит, что если дотронуться до одной из них, то родится мальчик, до другой — девочка.
Вокруг этой обители духов много буддийских скитов, где живут монахи так называемой лесной традиции буддизма, предпочетшие удалиться от мирской жизни в джунгли. Впрочем, их жилища существенно более комфортны, чем скиты христианских отшельников.
Обследовав храмы и пещеры северного Таиланда, мы возвращаемся в Бангкок. Тут стоит еще немного поговорить о еде. Тайская еда разнообразна, и ее можно найти повсюду, в многочисленных ресторанах, харчевнях и на лотках прямо на улицах.
Интересно, что во многих тайских семьях готовят только по праздникам, так как дешевле купить готовое, ведь одна половина населения Бангкока готовит для другой его половины.
И если даже поначалу стараешься избегать подозрительного вида пищи, все равно быстро не выдерживаешь и начинаешь пробовать все подряд!
Тайская кухня своеобразна, достаточно остра, но соблазнительна — не отказывайте себе в удовольствии!
Как ни странно, дешевая повседневная еда на лотках и в маленьких ресторанах тоже может быть хороша, только следует быть осторожным в выборе места. Обычный критерий — много посетителей из числа местных жителей, что свидетельствует о хорошем качестве пищи.
Если вы решитесь поесть, советую также обратить внимание на посуду, на которой подаются блюда: с пищей после тепловой обработки всегда все в порядке, но главный враг желудка европейца — вода. Так что если вы заметите ведра с водой, в которых моют посуду, лучше пройти мимо или взять еду с собой в одноразовой упаковке и предаться чревоугодию уже в гостиничном номере.
Если же хочется чего-то менее острого, а японские рестораны, как и повсюду в мире, кажутся дорогими, отправляйтесь ближе к вечеру в китайский квартал — отведать китайской кухни.
Жизнь кипит здесь и днем и ночью. Днем — оживленная торговля всякой всячиной, и всюду продается золото.
Азиаты любят золото высокой пробы, поэтому оно мягкое, и изделия из него недолговечны и частенько безвкусны.
Золото здесь — объект инвестиций.
Его покупают, когда есть деньги, и продают, когда в них нуждаются.
Остается добавить, что, приехав в Таиланд на пару недель, можно успеть посмотреть еще кусочек мира, съездив на два-три дня в одну из стран Юго-Восточной Азии.
Одно из самых ярких впечатлений — это руины храма Ангкор-Ват в Камбодже, но это уже другая история.