«Собор Святой Софии, премудрости Божьей, митрополия» была заложена Ярославом Мудрым в 1017 или 1037 г. (дата основания собора уже много лет является предметом острых споров исследователей). Считают, что 40 мастеров и 80 их помощников могли завершить строительство за 2-2,5 года. Размеры Софийского собора в Киеве (54,6 на 41,7 метра) и его несравненная красота вызывали восхищение и у митрополита Иллариона (XI в.), и у бискупа Юзефа Верещинского (XVI в.) С XIX в. (начиная с Евгения Болховитинова) Софийский собор в Киеве стал объектом научных исследований.
Пространственное решение собора Святой Софии Киевской было пирамидальным: большой центральный купол окружали двенадцать меньших, а к главному объему прилегали с трех сторон две открытые галереи — двухъярусная внутренняя и одноярусная внешняя.
Хоры собора Святой Софии имели необычно большую площадь, поэтому считают, что именно тут находился главный «офис» Киевской митрополии — помещение для приемов, библиотека, канцелярия, казна.
Кроме того, на хорах во время богослужения находился князь со свитой.
Попадали они сюда по винтовым лестницам, которые имелись в двух башнях, встроенных в западную галерею.
С архитектурой Софийского собора в Киеве гармонировало и его оформление.
Центральный купол и главный алтарь собора Святой Софии были украшены мозаиками, другие части храма, а также столпы галерей и ниши на фасадах — фресками. Эффект от настенных изображений усиливали мозаичные полы, резная мраморная предалтарная преграда (иконостасов тогда еще не делали), мраморные пороги и колонны, резные шиферные парапеты второго этажа.
Посетители Софийского собора в Киеве также вносили свою лепту в его оформление, оставляя на стенах многочисленные граффити.
Святая София служила также некрополем, в частности, родовой княжеской усыпальницей. До сих пор в соборе Святой Софии хранится саркофаг Ярослава Мудрого, были похоронены в соборе Святой Софии сын Ярослава Всеволод, внуки Ростислав и Владимир Всеволодовичи, правнук Вячеслав Владимирович.
Но это не мешало близким родственникам покойных князей периодически грабить храм. Первыми «отличились» суздальцы и их союзники во время погрома города 1169 года, а в 1203 г. с них взял пример Рюрик Ростиславич.
Между этими двумя нападениями интерьеры Софийского собора в Киеве едва уцелели от большого пожара 1180 г. Во время монгольского нашествия Софийский собор в Киеве и Софийское подворье также были жестоко разграблены, но собор Святой Софии не был разрушен и продолжал функционировать как главный храм Руси.
Однако киевские митрополиты после 1300 г. редко посещали свою опустошенную резиденцию, поэтому собор Святой Софии медленно приходил в упадок и к концу XVI в. представлял собой грустное зрелище. Униаты, владевшие Софией с 1596 г., не только не улучшили положения, а наоборот, распродали даже каменные архитектурные украшения.
Только после того, как Петр Могила отобрал собор Святой Софии от униатов и основал вокруг него монастырь, произошли изменения в лучшую сторону. В 1633 г. под руководством итальянца Октавиано Манчини начались большие реставрационные работы в Софийском соборе в Киеве, которые длились до 1640-х годов, но так и не были завершены.
Возобновление Софийского собора в Киеве в полном объеме произошло уже начиная с 1688 г. на средства гетмана Ивана Мазепы.
Здание приобрело тогда черты стиля барокко, ставшие еще более выразительными после окончательной перестройки 1740-х годов, когда вид собора (в котором было уже 17 престолов) практически приблизился к современному, если не учитывать нартекс, построенный в 1889 г. Собор Святой Софии был построен в XI веке. Он расположен в самом центре города.
Сохранились и через века дошли до нас 260 кв.м. мозаик и 3 тысячи кв.м. фресок. Вряд ли где-либо в Европе можно найти собор, где бы сохранилось столько фресок XI века.
Вокруг Софийского собора в Киеве находятся монастырские строения 17 века, выполненные в архитектурном стиле украинского барокко. Внутреннее убранство собора почти не изменялось.
В конце 18 века появился иконостас и в 19 веке — чугунные напольные плитки.
Святая София Киевская — это не истощаемый кладезь произведений искусства, к которому приходят историки и туристы, чтобы увидеть и полюбоваться чудом византийской и древнерусской архитектуры. Каждого, кто переступает порог Софийского собора в Киеве, поражает величиной фигура в центральном апсиде — фигура молящейся Святой Девы Марии.
Высота мозаики 6 метров. Мозаика составлена из каменных и стеклянных пластинок различных цветов и оттенков (около 177 оттенков разных цветов).
Мозаики, на которых изображена Евхаристия и Отцы Церкви, поражают своей сбалансированностью.
Центральная апсида и купол собора Святой Софии украшены мозаиками, стены собора расписаны фресками.
Архитектурные формы и роспись собора Святой Софии образуют неповторимое единство. Фрески как орнамент вышивки украшают стены, столбы, своды.
Среди изысканной и яркой живописи можно увидеть изображения Святых и сюжеты из Евангелия.
В отличие от других образцов византийской церковной живописи, которые дошли до наших времен, на некоторых фресках в соборе Святой Софии представлены не библейские темы, а мирские сюжеты — среди них портреты семьи Великого князя Ярослава.
Великий князь Ярослав, названный "Мудрым" — выдающийся деятель в истории ранней Киевской Руси. В первой половине 11 века он управлял великой державой, Киевской Русью, которая располагалась на значительной территории Восточной Европы.
В те времена Киевская Русь была одной из крупнейших цивилизованных держав в Европе. Ярослав налаживал связи Руси с державами Европы.
Он сам женился на шведской принцессе Ингигерде. Его сестры были замужем за членами королевской семьи Польши и Чехии.
Его сыновья были женаты на византийских и немецких принцессах.
Одна из его дочек, Анна, стала женой короля Франции, другая — короля Венгрии, третья — короля Норвегии.
Именно Ярослав Мудрый заложил фундамент собора Святой Софии. Живопись XI века, которая украшает колокольню Софийского собора в Киеве, изображает сцены игр, организованных в Константинополе императором Константином Порфирогенетом в честь княгини Ольги.
На фресках Софийского собора в Киеве изображены мимы, жонглеры, музыканты, танцоры, дрессировщики, гонки колесниц. Более поздние фрески собора (17-19 веков) посвящены только религиозной тематике.
300 графитти на стенах собора свидетельствуют о высоком уровне грамотности Киевской Руси XI века. Национальный историко-культурный заповедник "София Киевская" Адрес: ул. Владимирская, 24 ст. метро «Золотые ворота». Время работы собора: 10:00 — 17.30 Выходной день: четверг