Шешоры – обычное карпатское село. Шешоры — это лохматые горы, стремительные реки, разнотравье, деревянные домики под чешуйчатыми крышами, гуцульские лошадки с ярко-красными "балабонами" и звонкими колокольчиками и такой же звонкий, стремительный, но малопонятный украинский, на котором местные жители общаются, рассказывают легенды и поют коломыйки. Карпатское село обычным быть не может по определению.
Верхом на черной овце Когда мы, уже вдоволь побродив по Карпатам, подбирались к конечному пункту назначения – селу Шешоры, внезапно начался дождь, который так же внезапно закончился.
В небе появилась огромная радуга и перешагнула с одной горы на другую. А потом, чтобы окончательно поразить наше воображение, над ней появилась еще одна такая же разноцветная дорожка.
В Карпатах один местный дедок сказал мне как-то: если загадать желание и проехать под радугой на черной овце, оно непременно сбудется. Я тогда спросила, удалось ли это кому-то. Он ответил, что есть в селе бабуля, ей уже лет за сто, которая вот так однажды под радугой проехалась, обернулась, глянула на нее и загадала желание.
Какое – никто не знает, но наверняка сбылось.
Овцы, когда мы въезжали в Шешоры, у меня при себе не было, но так захотелось пробежаться под радугой.
В окрестностях Шешор, в лесах, живут необычные существа – бисыци, мавки, нявки и прочие.
Все они заняты тем, что соблазняют одиноких юношей. Есть от них лишь один защитник – Чугайстер, белый и косматый, ростом с большую сосну, очень любит играть на сопилке и танцевать.
Раньше Чугайстер спасал пастухов и лесорубов. Сейчас же ему часто приходится оберегать путешественников, уставших от человеческих страстей, но совершенно неопытных в страстях лесных.
Если удастся бедолаге, соблазненному лесной длинноволосой красавицей, расположить к себе Чугайстра, есть шанс спастись и вернуться к людям. Но, поговаривают, не все хотят возвращаться.
Красная книга на завтрак, обед и ужин Местная речка Пистынька удивительно теплая и при этом довольно широкая, целиком пригодная не только для ловли форели, но и для купания, что для карпатских рек – редкость. В Шешорах Пистынька имеет несколько порогов.
Могучие и, наверное, говорящие камни заставляют ее бурлить, искриться, а кое-где – падать огромным водопадом. Летом поток несется и грохочет под крики отдыхающих, зимой – в пронзительной тишине.
Меняются цвета и звуки, постоянным остается движение водопада и линия гор. В Шешорах эта линия мягкая. Горы невысокие, но очень богатые, причем не только фантастическими существами, но и своей флорой и фауной, что замечает каждый приехавший сюда – кто-то с восторгом, а кто-то и с возмущением.
Однажды я оказалась в Шешорах в компании киевских ботаников. Один из них, как и полагается молодому ученому, тут же отправился исследовать местную растительность.
Но уже через полчаса вернулся, держа в руках охапку трав, злобно сверкнул очками и сообщил, что у них тут на сенокосе "половина Красной книги, которую они скормят коровам". Через несколько дней он успокоился, когда зафиксировал несколько видов орхидей, которые встречаются реже прежде обнаруженных растений, и понял, что коровам они не достанутся.
Если только коровы сами их не достанут – в качестве десерта. Ведь буренки в Шешорах гораздо резвее и подвижнее, чем привычные глазу ленивые "элементы" среднеукраинских пейзажей.
Иногда сложно поверить, что динамичные точки высоко в горах – это полезные домашние животные.
Не просто сыр – брынза! Основной продукт местного рациона – сыр. В мае огромная отара коз и овец в сопровождении нескольких пастухов с собаками отправляется в полоныну, похожую на живое мохнатое облако, которое постоянно изменяет форму и ползет по горе выше и выше.
Громко, с трембитами провожают пастухов на все лето. Прямо там, в горах, они и варят сыр. Раз в неделю туда поднимается "гонец", загружает сумки свежим сыром, привозит в село и раздает всем хозяевам полезной скотинки.
Свежий молочный сыр долго не хранится, поэтому его перетирают с солью, плотно забивают в деревянные кадушки и едят на протяжении всего года.
Пахнет настоящая брынза, мягко говоря, своеобразно. Некоторые столичные любители экзотики осмеливались заказать гуцульский сыр по весне, когда он пролежал уже год. Я искренне отговаривала – не слушали, а потом нюхали и съесть так и не могли.
Но все не так страшно. Брынза может быть свежей, грибы – белыми (здесь их называют просто грибами, в то время как все остальные имеют названия), и вот тогда они станут чудесным дополнением к банушу – самому известному карпатскому блюду.
Незамысловатые ингредиенты – кукурузная каша, масло, сметана – в правильном сочетании дают отличный эффект.
В Шешорах практически в каждом доме готовят бануш. Готовят его и в местном ресторане "Аркан", причем стоит он недорого (8 грн.), как, впрочем, и остальные вкусности (за 25 грн. можно отлично поесть).
Эстеты поневоле На Гуцульщине многое кажется удивительным и экзотичным. Но когда проведешь здесь некоторое время, повнимательнее присмотришься и пообщаешься с людьми, осознаешь, что все это – не демонстрационные участки для любопытных туристов, а самая настоящая жизнь.
Зеленый туризм в Шешорах понемногу развивается еще с 1970-х, хотя тогда он не имел официального названия.
Городские романтики выезжали в горы, останавливались в шешорских деревянных домиках, знакомились с их гостеприимными хозяевами, а потом обязательно хотели вернуться сюда.
Сейчас можно по-прежнему смело приехать в Шешоры и без труда поселиться у кого-то из местных жителей (цены за проживание колеблются в пределах 10 – 20 грн., с питанием – 30 – 40 грн.). Словом, шешорцы давно уже привыкли к гостям, причем самым разным.
Здесь, кстати, в свое время снимали эпизоды для клипов многих украинских поп-звезд. А в прошлом году повыше в горах, куда не добрались украинские клипмейкеры, китайские кинематографисты сняли фильм о средневековом Китае.
Отношение к быту тут издавна было подчеркнуто педантичным. Все столы, скрыни, посуда – непременно резные, скатерти и постель вышиты вручную, дорожки тканые, и так тонко, как нигде в Украине.
Объяснение этой массовой страсти к украшательству простое: горные земли всегда были неплодородными, работы на огороде немного, вот и могли гуцулы позволить себе заниматься ремеслами. Если заинтересуетесь, шешорцы долго упрашивать себя не заставят – сразу покажут вам ткацкий станок (их в селе немало) и даже дадут попробовать на нем поработать.
И мало кто из приезжающих сюда удерживается от соблазна приобрести домотканую рубашку с тонкой вышивкой (100 – 150 грн.), тканую сумку (30 грн.) или пояс (10 грн.). Рушниками, хоругвями и коврами ручной работы украшены и местные церкви. Кстати, в живописнейшем месте рядом с Шешорами находится самая старая на Гуцульщине Горишня церковь.
Традиционно церкви в Карпатах располагают прямо посреди сел, а вокруг них, так же непосредственно – кладбища, которые мирно соседствуют с жилыми жизнерадостными домиками. С Горишней церковью произошла другая история.
Говорят, она "убежала" от людей.
Выбрали место, привезли необходимое для строительства дерево, а на следующий день обнаружили, что все исчезло. Очень удивились.
Потом случайно нашли на другом берегу реки.
Ночью прошла волна (такое случается с местными речками) и перенесла все стройматериалы, куда ей вздумалось. Строители поняли, что церковь сама выбрала место, и построили ее высоко над бурным потоком.
Пробраться к Горишней церкви можно только по подвесному мостику, на котором закружится голова у любого неискушенного горожанина, и крутой тропинке. Но местных жителей это не смущает.
На протяжении уже более трехсот лет церковь не пустует.
Сюда ходят все – от мала до велика.
Фестиваль "Шешоры-2004" А в2004 году Шешоры уже не в первый раз принимали международный фестиваль этнической музыки и ленд-арта.
Множество домов были заняты фестивальной публикой.
На окруженном горами школьном стадионе расположилась сцена, где три дня выступали лучшие украинские, российские, чешские и польские команды, играющие этно, причем самых разных стилей и направлений. Окрестности превратились в элементы объектов ленд-арта – искусства, которое создается в живой среде, дополняя и подчеркивая ее. Правда, художники, использовавшие для создания "объектов в среде" ткани, полиэтилен или металл, забыли об особенностях местной человеческой среды.
Простодушные шешорцы разобрали все, что могло пригодиться в домашнем хозяйстве. Однако к некоторым объектам отнеслись с уважением.
До сих пор на реке "живет" существо, созданное Петром Бевзой во время фестиваля. Источник: http://www.afisha.ua/