Михайловский Златоверхий собор в Киеве

Полезное:

solnce_462_1267214064 В 1108 году два брата, сыновья киевского князя Изяслава Ярославича — Петр-Ярополк и Михаил-Святополк — основали в Киеве, на месте древнего Дмитриевского монастыря, Михайловский монастырь и построили Михайловский Златоверхий собор. В этом же году, в память победы русских над половцами, началось строительство главного собора новой обители – Михайловского собора во имя Михаила Архангела, предводителя небесного воинства. В 1113 году Михайловский собор был освящен.

Михайловский собор был поставлен на обрыве Старокиевской горы, над древним Боричевым взвозом — спуском к Днепру.

Михайловский Златоверхий собор стал местом захоронения нескольких поколений киевских князей. В 1240 году Михайловский Златоверхий собор разграбили и сильно повредили орды Батыя.

В XVII и XVIII столетиях Михайловский собор неоднократно перестраивался. Вместо одного у Михайловского собора появилось семь куполов.

С трех сторон Михайловский собор окружили пристройки, а стены укрепили контрфорсами.

Фасады храма были украшены лепными украшениями — наличниками и орнаментом — выполненными известным киевским архитектором И. Григоровичем-Барским. Фризы барабанов Михайловского собора были украшены оригинальными майоликовыми розетками, сверкавшими на солнце, подобно драгоценным камням.

Славу Михайловскому Златоверхому собору принесли его мозаики и фрески.

По мнению искусствоведов, они открыли новый тип в эволюции живописи Древней Руси. «Мерцающей живописью» называют мозаики Михайловского собора — они, словно маревом, обволакивали все пространство храма своим то затухающим, то вспыхивающим с новой силой сиянием.

Чрезвычайно утонченные и яркие, мозаики Михайловского собора являлись выдающимся произведением древнерусской живописи и убедительно свидетельствовали о том, что в Киевской Руси того времени уже сложилась национальная школа изобразительного искусства, свободная от влияния Византии.

Зарождение этой школы связано с именем гениального древнерусского художника, инока Киево-Печерского монастыря Алимпия, непревзойденного мастера «мерцающей живописи», имя которого еще при жизни было окружено легендами.

В искусстве Алимпия заметна его близость к традициям художественной константинопольской школы. Но он выработал свой собственный художественный язык, в котором преобладает славянское народное начало.

Как доказали исследования ученых, всемирно известные мозаики Михайловского собора принадлежат работе Алимпия.

Михайловский Златоверхий собор в Киеве хранил и множество других загадок. Но они так и остались неразгаданными.

Михайловский собор, памятник культуры мирового значения, был разрушен коммунистами в 1935 году. Часть фресок и мозаик Михайловского собора сохранилась.

В Софиевском соборе сохранились: «Евхаристия», «Стефан и Фаддей» — фрагменты фигур святых; фрески – сцены "Благовещение". Мозаика «Дмитрий Солунский» и верхняя часть фресковой фигуры Самуила – сохранились в Третьяковской галерее и в Русском музее в Санкт-Петербурге.

Во время восстановления Михайловского собора эти фрески и мозаики были возвращены в Михайловский собор.

Из убранства Михайловского собора уцелели две шиферных плиты с рельефными изображениями скачущих всадников.

Одного из них считают Святым Георгием, другого — Святым Дмитрием.

Некоторые из исследователей считают, что это портретные изображения князей или княжеских дружинников, а некоторые ищут корни этих рельефов в искусстве Древнего Ирана. Происхождение этих рельефов остается загадкой, а их тематика — неясной.

К восстановлению здания Михайловского Златоверхого собора привлечены лучшие творческие силы со всей Украины.

Над воссозданием каждой детали Михайловского собора, от камней фундамента, до кружевных крестов венчающих золотые купола, трудились выдающиеся архитекторы, конструкторы, инженеры и строители.

Огромное значение было уделено возобновлению былого великолепия внутреннего убранства Михайловского собора.

Творческий подход, большое умение и знание своего дела проявили художники, скульпторы, резчики по дереву, почти "с нуля" воссоздавшие сложные композиции стенных росписей и декоративных орнаментов, ажурное кружево золотого барочного иконостаса и рельефы сверкающих мраморных балюстрад. Росписи Михайловского собора, а это сюжеты из святого писания, выполнены по всем канонам древнерусской храмовой живописи.

Химический состав красок, колорит цветовой палитры подобраны так, чтобы в течение долгих лет, многочисленных зрителей не покидало возвышенное впечатление свежести и новизны росписей.

При воссоздании таинственного блеска мозаичных композиций, также применяются техника и методы помогающие достичь максимального воздействия на зрителя.

С весны 2000 года открыта для богослужения и посещения центральная часть Михайловского Златоверхого собора, а с начала 2001 — Варваринский и Екатерининский пределы Михайловского собора.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *